Преимущества и недостатки CRM-систем
Что такое CRM-система и нужна ли она компании, мы подробно разобрали в нашей первой статье. Повторим лишь то, что CRM помогает бизнесу взаимодействовать с клиентами, проводить продажи быстрее и эффективнее. Но все говорят в основном о преимуществах и мало кто затрагивает проблемы, с которыми компании сталкиваются при внедрении. В этой теме предлагаем подробно и объективно рассмотреть, в чем заключаются все плюсы и минусы CRM-систем.
Преимущества CRM-систем
1. История всех взаимодействий с клиентами в едином пространстве
В CRM на каждого клиента заводится своя карточка с подробной информацией о нем:
  • контакты
  • личные данные (предпочтения, наличие детей, марка авто и т.п.)
  • записи звонков и письма
  • файлы и документы
  • покупки и платежи
  • комментарии менеджеров
  • история задач
Данные представлены в хронологической последовательности в одном месте, а значит в любой момент времени при необходимости вы сможете получить доступ к полной истории работы с клиентом.
2. Автоматизация бизнес-процессов компании
CRM автоматизирует рутинные задачи, к примеру:
  • получение заявок от клиентов с электронный почты или формы на сайте
  • назначение ответственного менеджера
  • автопостановка задач на каждом этапе воронки продаж
  • напоминание о важных задачах
  • создание документов по шаблонам с автоматическим внесением данных о клиенте и сделке
  • рассылку уведомлений (мессенджеры, email)
  • обновление данных в карточках (например, смена статуса сделки при достижении определённой суммы)
Автоматизация поможет ускорить процессы и сэкономить время сотрудников, а также исключить ошибки человеческого фактора, что особенно важно в работе с документами.
3. Развернутая аналитика
В CRM возможно формировать и отслеживать все важные отчеты компании в режиме онлайн. Нет необходимости больше тратить время на сведение цифр в Excel: вся аналитика будет обновляться в реальном времени и отображаться на рабочем столе в пару кликов.

Вы узнаете из какого канала больше всего приходит клиентов, увидите заявки завершенные продажей, сумму закрытых сделок, количество совершенных звонков по каждому менеджеру. С помощью наглядных графиков и диаграмм определите слабые места бизнеса и ошибки сотрудников.
Недостатки CRM-систем
1. Стоимость
Не секрет, что за качество надо платить и хороший софт стоит дорого. Однако, необходимо учитывать, что на цену влияют многие факторы. Например, среди обязательных составляющих, которые стоит учитывать при подсчете стоимости внедрения CRM:
  • количество пользователей
  • необходимость удаленного подключения к CRM-системе и мобильный доступ
  • требуемый пакет функций
  • доработки
  • интеграции
Помимо всего прочего, необходимо учесть и оплату самого внедрения. Конечно, практически у всех известных CRM-систем есть бесплатные версии. Но нужно понимать, что в них представлен усеченный функционал, а значит, эффект от внедрения будет снижен.

Тем не менее, это не повод отчаиваться. Во-первых, многие компании проводят акции, а также предлагают скидки при оплате длительного периода. Во-вторых, при внедрении CRM с помощью компании-интегратора, вам будет подобрана подходящая система в зависимости от нужд бизнеса, соответственно, не придется переплачивать за дополнительный ненужный вашей компании функционал. В-третьих, как показывает наш опыт, внедрение CRM окупится в ближайшие месяцы.

Например, в Maticson подбор подходящей CRM-системы осуществляется на основе проведения бесплатного экспертного анализа, а также проводится расчет окупаемости внедрения.
2. Сопротивление сотрудников
В этом случае руководители могут столкнуться с двумя типами сотрудников:
- те, кому сложно дается изучение новой программы
- те, кто намеренно устраивает саботаж

Но и в данном случае есть решение. Многие компании проводят тренинги среди сотрудников по работе с CRM. В Maticson обучение проводится на бесплатной основе, а также осуществляются консультации специалистами по всем вопросам при необходимости на протяжении всего времени.

Справиться с саботажем поможет грамотное руководство: с одними сотрудниками возможно даже придется и расстаться, а другим будет достаточно подробно объяснить и продемонстрировать, что CRM работает для их же удобства. За время нашего опыта работы в различных компаниях экспертами была выработана система, которая помогает предотвращать саботаж, а не бороться с его последствиями.
3. Низкий эффект от внедрения CRM-системы
Само по себе наличие в компании CRM-системы еще не гарантирует высоких продаж и потока лояльных клиентов. Следует помнить, что это, в первую очередь, практический инструмент для облегчения работы, который ничего не будет делать за пользователя. Например, CRM не исправит недоработки в воронке продаж, но с ее помощью станет очевидно, на каких этапах теряется больше всего клиентов, а кто из менеджеров не умеет обрабатывать возражения и скольким лидам не перезвонили. Проведя анализ этой информации, вы сможете устранить слабые места, оптимизировать воронку продаж, скорректировать скрипты менеджеров и проведя комплекс этих действий сможете повысить прибыль. Однако, если использовать данный инструмент неправильно, то рассчитывать на рост продаж не стоит. Необходимо изначально четко определить цели внедрения CRM и совершенствовать бизнес-процессы на протяжении всего времени.
Подведем итог. На пути к автоматизации бизнеса, компании сталкиваются с множеством препятствий. Ощутить преимущества CRM-системы возможно, но только преодолев все сложности. Поэтому следует подходить к процессу с умом, обсуждать детали, задавать все вопросы специалистам. Не стоит выбирать CRM только по цене. Конечно, важно оставаться в рамках бюджета, но не менее важно, чтобы ПО соответствовало задачам бизнеса и поставщик был доступен для ответа на все ваши технические вопросы и решения возникающих проблем. Поэтому сотрудничайте только с опытными и сертифицированными партнерами. Берегите свой бизнес.