Сколько стоит CRM?
Продолжаем цикл публикаций с ответами на самые частые вопросы, которые возникают при решении автоматизировать бизнес. Как показывает наш опыт, стоимость внедрения CRM-системы является одним из главных предметов обсуждения в компаниях. Так что же влияет на цену, почему она не может быть фиксированной и к каким дополнительным расходам нужно быть готовым? Давайте разберемся.
Факторы, влияющие на стоимость проекта
1. Количество пользователей
Самое первое, с чем необходимо определиться – число сотрудников, которые будут работать в системе. Большой ошибкой будет приравнивание количества лицензий только к составу отдела продаж. Чаще всего в CRM-системе заинтересованы и многие другие отделы компании, например, маркетинг, логистика, техническая поддержка, IT-служба. Руководители данных подразделений будут главными пользователями, а также координаторами внедрения и работы в системе, поэтому необходимо обязательно проинформировать их и зафиксировать все требования.

Обратите внимание, что некоторые CRM-системы имеют конкурентные лицензии. Если говорить просто, то конкурентные лицензии – это возможность пользователей работать по очереди. Допустим, вы приобрели десять лицензий, а сотрудников всего пятнадцать, но не все из них пользуются системой одновременно. Соответственно, покупать пятнадцать лицензий нет смысла, можно ограничиться десятью. Такая схема подходит для компаний с посменным графиком работы и для тех сотрудников, которые работают в CRM не постоянно.
2. Удалённое подключение и мобильный доступ
Зачастую мобильные лицензии поставляются бесплатно, а вот удаленный доступ немного увеличивает стоимость. Зато с этой функцией становится возможным подключаться к CRM, где бы вы не находились, и работать в привычном интерфейсе.
3. Пакет функций
В последующих публикациях мы более подробно расскажем, как собирать требования и накапливать информацию о потребностях подразделений. Здесь отметим лишь основные моменты, на которые стоит обратить внимание, чтобы стоимость внедрения CRM была оптимальной.

  • Требования необходимо собирать всегда, это поможет определиться с подходящей именно вам конфигурацией системы. Лишние функции при использовании CRM удорожают стоимость лицензий. В Maticson предварительно проводится бесплатный аудит компании, на основании которого эксперты подбирают подходящую систему и рекомендуют необходимые опции под конкретный бизнес.
  • После сбора всех требований необходимо конкретизировать каждое из них, так как чем более общие и размытые задачи будут стоять, тем дороже может обойтись внедрение.
  • Не стоит спешить с доработками, если есть сомнения в их необходимости. Дайте себе определенный срок на использование системы, возможно, спустя некоторое время вы поймете, что имеющийся функционал покрывает все потребности.
4. Доработки
Помните, что экономия на доработке, путем привлечения сторонних подрядчиков, не участвовавших в процессе внедрения CRM и не знающих всех нюансов работы – огромный риск. Непрофессионалы в лучшем случае могут не справиться с задачей, а в худшем – повредить код, от чего система рухнет, принеся ущерб компании. Обращайтесь к тем, кто уже знает систему изнутри и принимал участие в ее внедрении, в таком случае доработки будут выполнены быстро и качественно. Тянуть время или выполнить свою работу неэффективно таким компаниям не выгодно ни экономически, ни репутационно.
5. Интеграции
Практически ни одна CRM-система не может содержать в себе интеграции со всеми необходимыми сервисами. Учитывайте этот момент при подсчете стоимости внедрения и уточняйте, какие типы приложений за какую стоимость можно подключить.

Перечисленные выше факторы относятся к обязательным составляющим, которые следует принимать во внимание, однако не забывайте и про стоимость самого внедрения.
Почему стоимость внедрения CRM не может быть фиксированной?
Ответ очевиден. Каждый бизнес готов к цифровизации в разной степени: кто-то полностью регламентирован и видит себя «в завтра», а кто-то меняется изо дня в день. Поэтому для каждой компании нужен свой индивидуальный подход. Соответственно, стоимость варьируется в зависимости от особенностей конкретного бизнеса, поставленных целей и объема работ.
Дополнительные расходы
Практически в любой системе есть дополнительные траты, о которых можно не подумать заранее, но они могут серьезно отразиться на бюджете. Как правило, эти суммы разнятся в зависимости от вендора.

  • Импорт данных
При наличии готовой клиентской базы или переходе с другой CRM лучше доверить миграцию вендору для исключения повреждения данных.

  • Первичная настройка
Если у вас в штате нет хорошего IT-специалиста, лучше попросить помочь настроить телефонию, шаблоны, справочники и первые бизнес-процессы компанию, которая будет заниматься внедрением CRM.

  • Обучение
Плата за него, как правило, не очень высока, а само обучение проводится онлайн. Например, в Maticson обучение проводится на бесплатной основе, так как является частью клиентского сервиса.

  • Техническая поддержка
Приоритетная и качественная техническая поддержка, позволяющая сделать работу с CRM намного эффективнее, всегда платная. При этом, вся помощь осуществляется максимально быстро посредством удаленного доступа.

  • Обновления
Если выходят новые версии системы, лучше оплатить переход на них. Так вы получите актуальную функциональность и улучшенные опции, что ощутимо скажется на эффективности работы.

Все эти нюансы лучше уточнять заранее, чтобы четко понимать, сколько будет стоить внедрить CRM именно в вашем случае.
Подведем итог. У разных компаний, даже если они работают в одной сфере, внутренняя «кухня» бизнес-процессов различна. Рассчитать стоимость внедрения CRM-системы возможно только на основании четко поставленных целей и задач, а также подробно составленных требований. Помните, что CRM-система – это выгодная инвестиция, которая способна даже при малом воздействии приносить ощутимый для бизнеса результат, а стоимость ее внедрения обычно окупается в течение нескольких месяцев. В Maticson специалисты помогут рассчитать точный срок окупаемости еще до начала работ по внедрению CRM-системы.